Ребенок грызет ногти: борьба с вредной привычкой
Мы вспомнили двоюродную сестру, которая в детстве не могла перестать грызть ногти даже после того, как сгрызала их до мяса. Ее родители не знали, как отучить, поэтому пытались решить задачу комплексно. Боль от самого обкусывания сменялась болью от ударов по рукам и другим частям детского тела. Ставились очистительные клизмы для избавления от глистов, которые, по мнению взрослых, были то ли причиной, то ли следствием этой вредной привычки.
В ход шли горчица, сок столетника и жгучий перец, которыми мазали израненные пальцы. Эти средства не приносили желаемого результата: девочка смывала все «приправы» и продолжала грызть ногти и кожу вокруг них, прячась от взрослых.
Сегодня, скорее всего, ее родители воспользовались бы аптечным лаком для детей, грызущих ногти. Он имеет горький вкус, и его труднее смыть. Однако, судя по отзывам родителей в чатах на тему «как отучить…», и это не гарантирует, что ребенок избавится от вредной привычки. Кроме того, есть случаи, когда лак провоцирует маленьких детей, грызущих ногти на руках, начать обкусывать их на ногах.
Что значит онихофагия и ее причины
По наблюдению врачей, привычкой грызть ногти страдает почти третья часть дошкольников и половина школьников. Последствием ошибочного мнения родителей, что ребенок обязательно перерастет эту привычку, может стать онихофагия. Этим медицинским термином называют непреодолимое желание (неконтролируемое) грызть ногти без всякой цели.
Прежде чем спрашивать у детского психолога, как отучить, необходимо узнать о причинах, почему дети грызут ногти.
К физиологическим причинам относятся, например, такие:
ребенок пытается самостоятельно сделать себе «маникюр», когда родители не ухаживают за его руками;
физическое удовлетворение, которое ребенок получает, замещая недоступные для него радости возможностью грызть ногти;
недостаток витаминов Е, В и магния в питании.
К психологическим причинам относят:
отучение от соски или замена одной привычки на другую ;
проблемы социальной адаптации в детском коллективе;
проблемы в семье;
пример родителей, когда чадо неосознанно повторяет их поведение;
большая нагрузка и усталость;
скука: ребенок не знает, чем себя занять.
В любом случае, основной причиной возникновения привычки грызть ногти называется стресс.
Ребенок грызет ногти: советы детского психолога
Отвечая на вопрос родителей, как отучить постоянно грызть ногти, психологи советуют им начать работу с себя: создать в семье спокойную обстановку, исключить физические наказания и оскорбления, избавиться от своих дурных привычек.
Пока ребенок еще маленький, родителям достаточно следить за состоянием его ногтей, вовремя стричь их. Подросткам можно предложить сделать красивый маникюр или награждать их за воздержание от привычки грызть ногти. Свободное время необходимо заполнить прогулками, занятием спортом, интересным делом.
Кроме этого, специалисты советуют в стрессовых ситуациях давать успокоительный чай, делать расслабляющий массаж, научить проговаривать переживаемые эмоции словами
Ребенок (не важно, сколько ему лет) должен ощущать заботу и любовь родителей
Эти в целом хорошие советы не подкрепляются объяснениями детской психологии, потому не всегда помогают в конкретных случаях. Другие мальчики и девочки не в лучших условиях почему-то не сгрызают в кровь свои пальцы. А уж какие стрессы могут быть у двухлетних малышей?
Что такое онихофагия?
Онихофагию следует считать не просто вредной привычкой, а психическим расстройством, поскольку у нее есть код в МКБ.
Она часто сопровождает многие ментальные заболевания, такие как:
- невроз,
- депрессия,
- тревожное расстройство,
- обсессивно-компульсивное расстройство,
- фобическое расстройство.
Дети, которые регулярно сталкиваются со стрессовыми ситуациями или испытывают повышенное умственное, физическое либо психологическое напряжение, склонны грызть ногти.
Чаще всего онихофагия наблюдается у детей от четырех-шести до пятнадцати лет. 35% детей школьного возраста грызут ногти. Среди взрослых тоже существует немало онихофагов.
Опасности онихофагии:
- Ногти ребенка выглядят неэстетично, могут деформироваться (ногтевая пластина способна поменять форму, на ее поверхности возникают борозды, бугорки).
Если обгрызание затрагивает кожу вокруг пальцев, могут возникать кровотечения, участки воспаления. При этом боль не останавливает некоторых детей-онихофагов: они могут продолжать грызть кожу и ногти, что приводит к появлению постоянных воспалительных очагов. Если при этом у ребенка крайне ослаблена иммунная защита (к примеру, это бывает после длительных курсов антибиотикотерапии, во время и после химиотерапии, лучевой терапии, при лейкемии, ВИЧ-инфекции , но лишь в том случае, если уровень лейкоцитов недостаточный), ранки могут инфицироваться, гноиться, вплоть до развития серьезных гнойных поражений. Инфицирование ран может возникать и у относительно здоровых детей, но вероятность намного ниже.
Онихофагия может указывать на наличие куда более серьезных психических заболеваний, на которые следует обратить внимание. Однако многие родители не придают значение тому, что ребенок грызет ногти, или решают, что лучший способ «,лечения», , как следует ударить по рукам
Однако многие родители не придают значение тому, что ребенок грызет ногти, или решают, что лучший способ «,лечения», , как следует ударить по рукам.
Подобное отношение к проблеме ведет лишь к значительному усугублению психического самочувствия ребенка.
У детей в 3-4 года и старше, имеющих онихофагию, могут наблюдаться следующие симптомы:
- потеря или ухудшение аппетита,
- различные нарушения сна (бессонница, неравномерный, чрезмерно чуткий сон, периодические пробуждения, дневная сонливость),
- раздражительность,
- нервные тики,
подавленность,
потеря либо уменьшение интереса к занятиям, которые были важны ранее,
ухудшение успеваемости,
проблемы с вниманием, концентрацией,
неуверенность в себе.
Это психическое расстройство может усугубляться во время выраженных стрессов, после психоэмоциональных потрясений.
К примеру, ребенок может начать чаще и сильнее грызть ногти в периоды экзаменов, во время развода родителей, после смерти близкого человека.
Причины возникновения привычки
Психологи сообщают нам, что эта проблема действительно серьезна и одергиванием каждый раз ее решение не ограничится, и даже наоборот, может сделать хуже. Для этой привычки даже нашелся в психологии специальный термин – онихофагия и определение: без рациональной цели и на основе сильного желания поведение, которое приносит временное удовлетворение.
Уже существует статистика этой проблемы:
- Почти 30 % детей имеют эту привычку в возрасте от 7 до 10 лет.
- После 10 лет у девочек уже появляются такие мотивации, как желание быть красивой и их процент сильно падает, а мальчишки продолжают грызть.
- С 12 до 18 лет процент детей, грызущих ногти, увеличивается до 50 % –в связи с пубертатным периодом и увеличением подростковых проблем.
Привычка начинается как бессознательная потребность, которая обязательно должна быть реализована, а переходит в серьезную установку
Если появляется такая привычка, надо обратить на нее внимание, обычно это свидетельствует о наличии у ребенка напряжения. При этом он сам не объяснит, что происходит, поскольку не понимает источник
И в этом случае грызть ногти несколько успокаивает маленького человека.
Кроме этого, психологи отмечают, что привычка может появляться для стимуляции нервной системы и при перфекционизме. Стимуляция происходит, когда малышу скучно, он не понимает, чем заняться. А перфекционизм, как любое стремление к совершенству, требует «исправить какие-то некрасивости», пусть таким странным способом.
Есть и другие причины:
- Наследственность. Проверено, что если в семье у ребенка кто-то грызет ногти, то и ребенок точно будет этим заниматься.
- При несоблюдении гигиены. Если ребенку вовремя не подстригают ноготки, они могут мешать, и он избавится от них простым способом.
- Во время болезни или при недостатке некоторых минералов и витаминов (что бывает при бедном рационе).
- Назло родным. Если мама с папой не общаются с ребенком нормально, ругают часто, он найдет свою неосознанную форму протеста.
Есть еще одна версия о генетической привычке грызть ногти. На основе изучения животных, ученые установили, что когда ребенок испытывает стресс, в мозгу активизируется заложенный природой механизм «ухода за собой» (животные при этом начинаются выдергивать свою шерсть).
Зачатки этой привычки чаще всего начинаются в раннем детстве, в период частого соприкосновения с пальцами. Когда младенца отлучают от груди, он тянет в рот свои собственные пальцы. Прорезывание первого зуба – одинаково мучительный процесс и для полугодичного ребенка, и для двухгодичного. Потом на смену молочным зубам вылезают постоянные и это тоже весьма неприятное ощущение. Стрессовые ситуации, такие как первый поход в детский сад или поступление в первый класс. Переезды, проблемы в семье, сложности с учебным процессом, со сверстниками – все это не проходит бесследно.
Возрастные переломные моменты, кризис 3-го года, который может настигнуть малыша. То же самое с кризисом 5-го года. Не говоря уже о пубертатном периоде, когда почти каждый день подростка преследуют проблемы созревания и коммуницирования. И каждый кризисный момент может ознаменоваться подобным странным самоутверждением. Чаще привычкой страдают мальчишки.
Девочки в детстве переживают еще больше из-за своей эмоциональности. Но по причине большей послушности они могут перестать грызть ногти из-за замечаний. Позже, с 12 лет их уже волнует вопросы красоты, поэтому мотивация становится более сильной, чем желание погрызть ногти, которые красятся и всячески оберегаются.
5 Чувствует себя непринятым
С детства в ребенке могут видеть черты лица деспотичного деда. Ребенок только родился, а у него уже «такой же хитрый взгляд как у отца». Или он родился в день рождения прабабушки — значит такая же тяжелая судьба будет. В этих примерах ребенку с рождения приписываются качества и черты других родственников, которые не имеют ничего общего с ним самим. Самого ребенка не видят и, следовательно, не принимают.
Ребенку с детства могут пророчить карьеру переводчика или математика и требуют от него блестящих знаний соответствующих предметов. А у него талант к рисованию или танцам. Ребенок вынужден подавлять природные способности и следовать ожиданиям родителей, что создает сильное напряжение.
Что делать родителям
Обратить внимание на интересы ребенка, его способности. В школе приходится изучать все предметы, но если вместо кружка по математике ребенок, любящий рисовать, пойдет в художественную школу, то он будет чувствовать себя гораздо лучше
Он будет знать, что его заметили, что его талант может развиваться, он значим, увиден и принят. У ребенка появится хобби, которое потом может перерасти и во что-то более серьезное.
Почему ребёнок грызёт ногти?
Иногда крайне сложно точно понять, откуда возникла столь неприятная проблема. Специалисты говорят о возможных физиологических и психологических факторах, которые «включают» онихофагию.
1. Физиологические факторы:
- Состояние кутикулы. У некоторых маленьких детишек кожа вокруг ногтей постоянно «топорщится». Не дожидаясь родительской помощи, они своими силами пытаются удалить раздражитель. Подобное поведение чем-то напоминает животный рефлекс ухода за собой (к примеру, коты моют себя языком).
- Физическое удовлетворение. Ребёнок пытается добиться удовольствия всеми доступными и недоступными методами. Если ему запретить, например, есть конфеты или торт, он может переключиться на пальцы.
- Витаминно-минеральный дефицит. Нервная система способна нормально функционировать лишь при хорошем питании, насыщенном витаминами и минералами. Особенно важны для ребёнка витамины E, B и магнийсодержащие продукты, в ином случае развивается высокая тревожность, нервозность и переутомление.
- Глистные инвазии. Отечественные врачи считают, что одной из возможных причин грызения ногтей могут быть поселившиеся в детском организме паразиты. О наличии глистов свидетельствуют другие признаки: повышенное слюноотделение, зуд в области прямой кишки, резкое изменение поведения, беспричинный кашель.
2. Психогенные факторы:
- Трудности с адаптацией. У многих деток вредная привычка возникает одновременно с началом социализации. Так, к трём годам ребёнок начинает посещать садик, но если он «тепличный» малыш, то даже кратковременные разлуки становятся стрессом. В семилетнем возрасте начинается следующая адаптация – он идёт в школу, что сказывается на его эмоциональном состоянии.
- Семейный климат. Постоянные скандалы в семье, склоки между родителями, уход одного из них из дома, перекладывание процесса воспитанья на бабушек – всё это также стрессогенный фактор, приводящий к обкусыванию ногтевых пластин.
- Аутоагрессия. При подобном поведении агрессивность в силу различных обстоятельств направляется на самого себя. Ребёнок, боясь гневиться на других, начинает вредить собственному здоровью – к примеру, грызть ногти.
- Модель поведения. Детям свойственно «заражаться» поступками других малышей или взрослых. Если кто-то в садике, классе или дома грызёт ногтевые пластины и заусенцы, то ребёнок способен подсознательно повторять такие движения.
- Генетически обусловленная тревожность. Грызть ногти ребёнок может и без очевидного стрессогена, только по причине чрезмерно возбудимой нервной системы и темперамента, которые обусловлены наследственным фактором. Любопытно, что позитивные и отрицательные события оказывают одинаково сильное возбуждающее воздействие.
- Результат раннего отлучения от материнской груди. Продолжительное грудное вскармливание существенно успокаивает впечатлительного ребёнка. При резком или раннем отлучении от «тити» пальцы становятся своеобразной замены материнского соска или пустышки.
- Перфекционизм. Желание быть лучше всех, которое разбивается о реальность, заставляет ребёнка воспринимать каждую свою неудачу «концом света». Обычно подобные ситуации встречаются у тех родителей, которые предъявляют завышенные требования к своим чадам. Ребёнок, не справившись со стрессом, грызёт ногти.
- Замена вредных привычек. Многие дети отвлекают себя каким-либо определённым способом – теребят локоны, крутятся на месте, сосут пальцы, грызут ногтевые пластины. Подобным методом ребятишки успокаиваются, а если попробовать отучить от одной вредной привычки, начнётся другая.
- Скука. Некоторые малыши грызут пальцы просто так, от нечего делать.
- Высокие нагрузки. Перегруженность в школе, одновременное посещение нескольких студий, семинаров или курсов приводят к переутомлению, после чего ребёнок борется с неврозом грызением ногтей.
- Увлечение телевизором или компьютером. Мельтешение кадров, высокая громкость, блики от экрана негативно воздействуют на детскую психику. Пытаясь успокоиться, ребёнок сосёт пальцы или грызёт ногти.
Таким образом, основной провоцирующий фактор – повышенная тревожность и склонность к стрессам.
Психологи считают, что, обкусывая ногти, ребёнок активизирует своеобразную болевую точку, которая заглушает стрессовый центр.
Неспособность реализовать весь свой потенциал
Исследователи из Университета Флориды и Университета Джорджа Мейсона четко связали травмы детства с качеством жизни ниже среднего.
Как пишут они сами, «Ученики, которым в детстве были нанесены психические травмы, часто показывают недостаточные успехи в учебе, что, в свою очередь, ведет к антисоциальному поведению, уменьшению количества возможностей, и даже к неспособности заработать в будущем себе на жизнь».
Также исследовательская команда нашла четкую связь между социально-экономическим статусом и травматическим стрессом. Люди, воспитывавшиеся в бедных семьях низкого социального статуса с более чем на 65% вероятностью страдают от психических травм детства, чем дети из «среднего класса».
Как со всем этим справиться
Во-первых (и, пожалуй, это важнее всего), если вы знаете о ребенке, с которым плохо обращаются, или над которым совершают насилие, свяжитесь со службой защиты детей или полицией. Если уж начинать лечить раны прошлого, то лучше это делать как можно раньше — хотя делать это никогда не поздно. И хотя активные действия в таких ситуациях не всегда возможны, если такие дети смогут хотя бы поговорить с дружественными взрослыми о том, что с ними происходит, это может оказать на них очень благотворное влияние.
Но что же делать взрослым? Как считают специалисты Helpguide.org, всемирно известной организации, занимающейся душевным здоровьем, есть целых четыре вещи, которые помогают взрослым в исцелении своего травматического прошлого.
1. Займитесь физическими упражнениями
Чтобы противостоять этому, регулярно занимайтесь какими-то физическими упражнениями — по 30 минут в день, пять дней в неделю. Если вам пока что сложно это сделать, начните с трех десятиминутных разминок в день.
2. Не изолируйте себя от общества
3. Приведите в баланс свою нервную систему
Это очень важный пункт, так что обратите на него максимальное внимание. Вы можете уменьшить уровень возбуждения вашей нервной системы с помощью дыхательных упражнения или медитации
Сделайте 60 глубоких вдохов и выходов, сосредоточив свое внимание на каждом вдохе и каждом выдохе
Вы можете уменьшить уровень возбуждения вашей нервной системы с помощью дыхательных упражнения или медитации
Сделайте 60 глубоких вдохов и выходов, сосредоточив свое внимание на каждом вдохе и каждом выдохе
4. Следите за своим здоровьем
Врачи рекомендуют выделять на сон не менее 7-9 часов, максимально избегать алкоголя и табака (или других веществ) максимально сбалансировать свою диету и регулярно отдыхать для снижения стресса.
Что скрывается за вредной привычкой?
Прежде чем начать что-то предпринимать, необходимо разобраться, почему ребенок делает ненужные действия. Откуда появилась привычка, в чем изначальная причина, а уж потом принимать меры по ее устранению. Итак, что же может скрываться за вредной привычкой?
Особенности отношений с родителями
Оказывается, часто ребенок повторяет какие-либо действия только ради того, чтобы на него снова и снова обращали внимание. Потребность во внимании движет детьми всегда, когда они повторяют манипуляции, на которые родители незамедлительно реагируют.. Также ребенок может тревожится, переживать из-за сложной домашней обстановки, и тогда вредная привычка может стать своеобразным способом разрядки
Например, постоянно рвать волосы или кусать губу малыш может, если испытывает злость и обиду на родителей, которым все время не до него.
Также ребенок может тревожится, переживать из-за сложной домашней обстановки, и тогда вредная привычка может стать своеобразным способом разрядки. Например, постоянно рвать волосы или кусать губу малыш может, если испытывает злость и обиду на родителей, которым все время не до него.
Существует также ряд примеров, где причиной возникновения вредных привычек становится неправильное воспитание. А именно неустойчивость норм и правил, отсутствие согласованной линии общения с ребенком в семье. Например, мама говорит, что грызть ногти – это неправильно и наказывает за это. А папа, в свою очередь, жалеет сына или дочь, и начинает спорить с супругой прямо на глазах у ребенка. К слову сказать, не правы в этом случае будут оба родителя.
Как уже говорилось ранее, дети повторением действия часто пытаются скомпенсировать нехватку внимания, поддержки, любви и так далее. То есть, это может быть неосознанной попыткой саморегуляции и выражения тех чувств, которым не находится места в отношениях с родителями.
Повышенная тревожность и стресс
Нередким случаем среди причин возникновения вредных привычек у детей является навязчивое действие, как способ справиться со стрессом или успокоиться. Так, ребенок может грызть ногти каждый раз, когда его кто-то критикует или качаться из стороны в сторону всегда, когда ему страшно: в незнакомой обстановке, в кабинете врача, у классной доски.
А вот плакать без повода, когда мама уходит в туалет или просто в другую комнату, могут дошколята с повышенной тревожностью. Внутренне напряжение также может давать почву для формирования вредных привычек у детей. Например, сосание пальчика может быть вызвано именно этой причиной.
Немаловажно и то, что дети, очень подвержены к стрессам в случае резких изменений в жизни. Как пример можно привести рождение второго ребенка, переезд, начало обучения в школе и так далее
Подобные события вызывают у ребенка напряжение, тревогу и он, к примеру, неосознанно начинает регулярно рвать волосы на голове.
Особенности поведения и темперамента ребенка
В случае родительских требований несоразмерных возможностям ребенка тоже может формироваться нежелательное поведение. Так малыш может качать ногами на стуле, когда заставляют постоянно и всюду сидеть спокойно. Или, например, ребенка вынуждают слушать что-то неинтересное очень долго, и он начинает ковыряться от скуки в носу. При многократном повторении ситуации все это перерастает в привычку.
Гиперактивность также является одной из причин регулярно повторяющихся навязчивых действий. Не имея возможности разрешённым способом проявлять активность, такой малыш, например, может постоянно бегать по кругу по комнате.
Зачем дети это делают?
Поскольку большинство привычек связано с психологическими причинами, то выполнение этих простых помогает ребенку успокоиться, снять стресс и напряжение.
Например, сосание пальца или соски берет начало в младенчестве, когда сосательный рефлекс, являясь базовым, помогал ребенку ощущать себя в безопасности. Удовлетворяя его, малыш успокаивался, переставал плакать. Позднее, когда у него стали «отнимать» возможность таким образом чувствовать себя комфортно и под защитой (отучили от груди, перестал сосать бутылочку, стали забирать соску), а альтернативу для получения этого чувства не предложили (нет тесного контакта с мамой, например) или существует перманентная стрессовая ситуация (мама с папой постоянно ругаются), ребенок подсознательно ищет способ, как помочь себе: он понимает, что можно сосать палец или просто не расставаться с соской.
Это важно!
Цель любой вредной привычки – создать знакомое для человека поведение, которое помогает снизить уровень тревоги и напряжения путем выполнения знакомых и безопасных для него действий.
Становится очевидным, что между курением у взрослых и ковырянием в носу нет никакой разницы: оба этих действия несут один и тот же смысл.
Привычки, связанные с подражанием кому-либо, также нацелены на создание условий, помогающих детям почувствовать себя в безопасности
Повторяя за взрослыми, которые рядом, или за сверстниками ребенок пытается приблизиться к «образцу» и показать свою схожесть с ним, продемонстрировать то, что он «из того же племени», а также привлечь внимание.
Как помочь ребенку справиться с вредными привычками?
Нет универсальных советов, которые избавят малыша от вредной привычки. Это процесс долгий и непростой. Но есть советы, которые помогут преодолеть трудности!
- Будьте спокойны, терпеливы и доброжелательны. Не нужно агрессировать на ребенка и запугивать его. Страх только усугубит ситуацию или приведет к появлению новой привычки.
- Попытайтесь проанализировать, чем привычка вызвана. Ковыряет пупок? Возможно, ребенок пошел в сад, и это его защитная реакция на стресс. Начал говорить неприличные слова? Может в вашей семье слишком часто употребляют нецензурные слова, и надо пересмотреть свой лексикон. Причина есть всегда.
- Объясните, почему ему не стоит грызть ногти, ковыряться в носу и прочее. Расскажите, к чему это может привести, какие последствия могут быть. Только избегайте пояснений типа «Потому что я так сказала — нельзя, и все!» или «Иначе придет Баба Яга и съест тебя».
- Расскажите о пользе отказа от этой привычки. Например, можно придумать сказку из серии «Если мы с тобой спрячем соску, то ночью придет добрый гномик, заберет ее и оставит там волшебный подарок для моей взрослой девочки\мальчика» и т.д. Финал истории всегда должен быть положительным.
- Не ругайте ребенка, особенно прилюдно, особенно если ребенок старше 3 лет. Чувство стыда, возможно, и окажется эффективным, но на короткий срок. И, скорее, всего породит за собой дополнительные проблемы и комплексы.
- Займите ребенка чем-то интересным, а еще лучше – займитесь вместе с ним! Ничего так не снижает уровень стресса у ребенка, чем нахождение рядом с любящим и внимательным взрослым.
- Следите за своими привычками. Если вы сами постоянно грызете ногти, логично, что ребенок может начать повторять за вами (тогда это вам стоит поискать корень своей привычки).
- Формируйте у ребенка здоровые, правильные привычки. Чистить зубы два раза в день, убирать игрушки перед едой, целовать папу перед сном и многое другое. В идеале, выполняйте их вместе с ребенком. Любовь и личный пример – лучшее, что мы можем дать ребенку.
(
оценок; рейтинг статьи )
Что делать?
Основные рекомендации:
- Не игнорируйте проблему. Онихофагия может свидетельствовать о наличии множества проблем с психическим здоровьем, которые необходимо решать как можно скорее, потому что в противном случае они начнут прогрессировать. Временно закрыть глаза на факт обгрызания ногтей можно лишь в одном случае: если ребенок грызет их нечасто и если в его жизни однозначно не происходит ничего плохого. При этом, если проблема продолжит сохраняться, необходимо принять меры.
-
Побеседуйте с ребенком. Не следует награждать его невротическую привычку негативной оценкой, иначе он может начать нервничать еще сильнее и грызть ногти чаще. Не говорите фраз наподобие «,Из-за этого твои ногти будут некрасивыми»,, «,Прекрати это делать»,, потому что они ни к чему не приведут и лишь расстроят ребенка, тем более что просто взять и прекратить грызть ногти он не сможет.
Лучше в спокойной обстановке расспросите его о школе, о его окружении, об учителях, поинтересуйтесь, не беспокоит ли его что-либо.
- Присмотритесь к поведению ребенка. Возможно, Вы сможете заметить и другие симптомы психических расстройств. К примеру, у ребенка мог ухудшиться аппетит, сон, могли появиться фобии, необоснованно измениться поведение (появилась раздражительность, агрессивность, замкнутость и так далее). Резкое падение успеваемости также не должно остаться без внимания.
Отведите ребенка к детскому психологу или психотерапевту. Специалист побеседует с ним и сможет определить причины, которые привели к возникновению навязчивого стремления грызть ногти. Также он даст ценные рекомендации (например, снизить умственную нагрузку, перевести ребенка в другую школу) и в случае необходимости посоветует обратиться к педиатру и другим специалистам. Некоторые психотерапевты, имеющие право выписывать медикаменты, могут их назначить. Обычно назначаются мягкие успокоительные средства (таблетки валерианы, Ново-Пассит и другие).
Привычку грызть ногти важно воспринимать как симптом психических проблем ребенка, а не как что-то самостоятельное, возникшее исключительно из-за его желания. Как только ментальное здоровье ребенка вернется в норму, справиться с неприятной привычкой станет намного проще (также она может исчезнуть самостоятельно)
Как только ментальное здоровье ребенка вернется в норму, справиться с неприятной привычкой станет намного проще (также она может исчезнуть самостоятельно).
Подчинение страху
Все мы в той или иной мере пытаемся избегать неприятных для нас ситуаций, но жертвы психологических травм детства доводят это стремление до предела. Когда обычный человек боится идти к зубному врачу, он, скорее всего, все равно пересилит себя и пойдет к нему. Почему? Потому что потенциальная польза от этого визита намного перевешивает наш страх.
Слишком часто взрослые, в чьем детстве есть одна или несколько психических травм, позволяют своим страхам управлять их жизнью. Вспомнив о том, что визит к зубному врачу может быть неприятным, они могут поддаться стремлению отменить уже назначенный визит, позволяя тем самым страху сломать свои планы. Сильное стремление избегать хотя бы потенциально неприятных вещей может серьезно ухудшить качество жизни любого человека.
Изменение поведения
Что заставляет вас грызть ногти? Это время, которое вы тратите на движение в движении каждое утро. Также это може быть работа, которую вы делаете? Вы нервничаете, когда встречаетесь с новыми людьми или когда вы пробуете новые вещи? Получаете ли вы желание укусить свои ногти, когда вам скучно, или желание возникает, когда вам кажется что нужно успокоиться?
Подумайте о том, что заставляет вас кусать ваши ногти. Что в вашей жизни заставляет вас чувствовать, что вам «нужно» их укусить. Определите стрессоры, которые заставляют вас предаваться вашей дурной привычке и менять их.
Например:
Вы кусаете ногти, сидя в пробке? Почему бы не сделать себе маникюр?
Не кусайте ногти в ожидании встречи с новыми людьми, но занимайте свои руки, набирая буквы, когда вы сидите в приемной или конференц-зале.
Вы — кусаете ногти, когда чувствуете стресс? Попробуйте сидеть и глубоко дышать.
Лучшим способом избавиться от привычки грызть ногти является изменение того, что вы делаете, когда чувствуете нервность, стресс или скуку. Определите триггер, измените это поведение, и будет намного легче прекратить кусать ваши ногти.
Причины, по которым дети грызут ногти
Медицинская наука называет это вредное пристрастие онихофагией, при этом неотвязному желанию обкусывать ногти более подвержены мальчики. Чаще всего рассматриваемое нарушение имеет психологическую природу и отнюдь не является огрехом в воспитании родителей. Чтобы понять, почему ребенок грызет ногти, следует рассмотреть мотивы, связанные с физиологией и психологически-социальной направленностью. В первом случае нужно отметить следующее:
- склонность к неврозам и прочие проблемы центральной нервной системы;
- плохое питание, ведущее к недостатку витаминов;
- болезни сердечно-сосудистой системы;
- наличие в организме паразитов;
- раннее отлучение от груди или соски;
- нерегулярные гигиенические процедуры.
Если говорить о нарушениях социально-психологического характера, то в этом случае причины будут следующие:
- психологические травмы и стрессы вследствие потеи близких родственников и прочее;
- сильный испуг;
- напряженные отношения между родителями;
- резкая смена обстановки;
- большая психологическая нагрузка и чрезмерно повышенные требования со стороны взрослых к малышу;
- слабая занятость ребенка – тогда ногти грызутся просто из-за скуки;
- плохой пример со стороны родных и знакомых;
- нарушения режима сна;
- низкая самооценка.
Заболевание или дурная привычка?
Психиатры не зря ввели в медицинскую практику особое определение – онихофагию. Этот термин подразумевает психическое нарушение (!), которое выражается в неконтролируемом желании обкусывать ногтевую пластину.
Расстройство это формируется постепенно, переходя из безобидной, казалось бы, привычки.
Проведённые обследования показали, что обкусыванию ногтей подвержены почти треть детей младшего школьного возраста, причём среди ребятишек мужского пола эта привычка встречается гораздо чаще.
Затем частота случаев лишь увеличивается, поскольку в подростковом возрасте почти половина детей кусают пальцы. Возможно, это связано с увеличивающейся психологической нагрузкой.
То есть вредную привычку никак нельзя оставлять наедине с ребёнком, надеясь, что тот её перерастёт. Напротив, существует риск, что проблема попросту перерастёт в психическое расстройство, которое без помощи врачей не преодолеть.
Поэтому нужно отыскать провоцирующий фактор и по возможности избавиться от него.